Развитие ребенка от 1 до 3 лет

Период с 1 по 3 год жизни называется «ранним детством». Этот период характеризуется быстрыми темпами как физического, так и психологического развития ребенка. Дети активно познают мир, они крайне любопытны, стараются не упустить ни одной мелочи, которая кажется им весьма важным фактом.

Речь

Начиная с первого года жизни, ребенок еще с большим трудом запоминает новые для него слова и старается повторять их как можно чаще, в возрасте 12-15 месяцев словарный запас ребенка состоит в среднем из 15 - 20 слов, но к 18 месяцам запас увеличивается до 60 – 70 слов. К 2 годам ребенок уже довольно хорошо говорит, может свободно выражать свои мысли и для этого использует свыше 200 слов. Словарный запас детей пополняется очень быстро, после двух лет они как губка впитывают новые фразы, легко запоминают слова, хотя, порой даже не знают их значения.

Умственное развитие и восприятие окружающего мира

Примерно в 15 – 18 месяцев ребенок переходит на принципиально новый уровень восприятия мира. Все предметы вызывают у ребенка самый живой интерес, он непременно должен их потрогать, попробовать открыть, перевернуть, изучить их строение и так далее. Любой незнакомый предмет станет главной целью «исследования» ребенка. Такое положение способствует активному развитию умственных способностей ребенка. К двум годам дети действуют по принципу «проб и ошибок». Они стараются экспериментировать, например, умышленно роняют стеклянную посуду на пол, разбивают приборы, и так далее. Все это необходимо ребенку для того, чтобы понять истинную природу предмета, посмотреть что с ним случится, если … Но в то же время к трем годам дети понимают, что не все в жизни происходит по их желанию, что многие процессы заканчиваются не так как хотелось бы им. Тем не менее, ребенок считает себя «центром вселенной», так как окружен постоянным вниманием и заботой окружающих.

Представления о себе

Уже к 12 – 14 месяцам ребенок, видя с вое отражение в зеркале, понимает, что отражение – этот и есть он сам. До одного года ребенок еще не может понять этого. В этом возрасте (1 – 1,5 года) дети начинают осознавать, что руки, ноги, голова, все это части его собственного тела. Дети часто рассматривают свои пальцы, ступни, ладони. Кроме того, у ребенка появляется индивидуальность, он все чаще употребляет слово «я» и называет себя по имени. Вообще имя для ребенка становится чем-то волшебным. Он интересуется почему другие дети носят другие имена и почему некоторых людей зовут точно так же как и его.

К двум годам дети начинают осознавать свой пол. Дети наблюдают за своими родителями, старшими братьями и сестрами, друзьями и так далее. Поведение старших в большей части определяет поведение ребенка. Двухлетние дети стараются копировать поведение родителей, причем мальчики повторяют действия и поступки отца, а девочки – матери. В этом возрасте очень важно, чтобы оба родителя были всегда рядом. К трехлетнему возрасту ребенок уже четко понимает, к какому полу он принадлежит.



  • Главная