Развитие памяти ребенка

Под понятием «память» обозначаются весьма сложные психические явления. Обыкновенно под ней понимают лишь воспроизведение ребенком прежде бывших в сознании образов, причем воспроизводящее лицо сознает, что оно имеет дело с вторичными состояниями, имеющими сходство с первичными, то есть действительными ощущениями, восприятиями, чувствами, мыслями, состояниями воли.

Развитие памяти ребенка Однако вполне очевидно, что явления памяти не исчерпываются одним воспроизведением представлений (образов), а к памяти же следует отнести и запоминание, забвение и сохранение представлений. Но явления памяти связаны еще и с иными более сложными психическими состояниями. Например, то, что мы называем вредной привычкой, представляет собой ничто иное как один из видов памяти. В известной аналогии с памятью стоят и явления наследственности и инстинкта. Наследственность имеет совершенно то же значение для рода, которое память имеет для индивидуума. Точно также и инстинкт заменяет собой у животных память.

Указав на связь явлений памяти с некоторыми психическими явлениями, мы в дальнейшем под памятью будем разуметь лишь сохранение, забвение, воспроизведение и запоминание представлений. Из этих четырех сторон памяти, непосредственному самонаблюдению доступны лишь две: запоминание и воспроизведение. О сохранении и забвении представлений мы судим лишь на основании косвенных указаний нашего сознания, на основании довольно сложных умозаключений.

Под представлением, то есть тем образом психического состояния, который воспроизводится память, обыкновенно понимается след, оставшийся в сознании от первичного состояния. Bce состояния сознания могут быть воспроизведены памятью, хотя в различном отношении: элементы познавательной деятельности ребенка воспроизводятся без качественного их изменения. Например, восприятие известного предмета, будучи воспроизведено, ничем, кроме степени ясности, не отличается от самого восприятия. Состояния же чувства и воли при воспроизведении меняются, по-видимому, и качественно. Чувство, когда оно исчезло, может быть воспроизведено памятью в виде представления о чувстве, но, очевидно, что это воспроизведение не будет копией самого состояния.

Само воспроизведение может быть двояким, произвольным и непроизвольным, но как то, так и другое совершается по тем же самым законам ассоциаций. Этим и объясняется ограниченное действие воли над памятью. Дети иногда, несмотря на все старание, не могут вспомнить необходимого им представления, ибо не могут найти ассоциаций, которые вызвали бы искомое представление. Законов ассоциации обыкновенно насчитывают несколько: закон смежности, последовательности, сходства, контраста, и причинности. В сущности, следует признать лишь один закон - смежности, состоящий в том, что факты сознания, бывшие одновременно в сознании, воспроизводятся вместе.

Так называемый закон сходства (и контраста) вовсе не относится к явлениям ассоциаций, ибо обозначает более сложный психический акт. Для того, чтобы воспроизвести сходные представления, нужно заметить их сходство, а это делает мышление. Когда сходство найдено, тогда сходные представления воспроизводятся уже по закону смежности. У детей ассоциациями определяется механическая сторона душевной жизни, в то время как творческая (aппepцепционная) руководится совершенно иными началами. Значение ассоциаций для душевной жизни ребенка чрезвычайно велико и его можно проследить во всех видах деятельности сознания. Мышление постоянно пользуется ассоциациями, но так как они представляют более или менее случайную связь представлений, то задача мышления именно и состоит в том, чтобы видоизменить эту случайную связь, превратив ее в необходимую логическую, соответствующую действительности.

Изменения ассоциаций могут быть двух родов: количественные и качественные. Количественные в свою очередь могут быть двоякие: экстенсивные и интенсивные, то есть ассоциации могут удлиняться или сокращаться. Накопление известного опыта представляет пример удлиняющейся ассоциации. Сокращения ассоциаций (или дисассоциации) замечаются, когда из ряда представлений выпадают некоторые, а оставшиеся вступают в непосредственную связь. Изменения в интенсивности состоят в том, что связь между представлениями может или крепнуть или, напротив, слабнуть.

Ассоциация между двумя представлениями может стать столь твердой, что кажется неразрывной. Такую связь часто принимают за аксиому, за необходимую истину (образование суеверий). Опыт может в известных случаях не только ослабить ассоциации, но и совершенно разрушить. К качественным изменениям ассоциаций относятся такие изменения, в которых сам характер входящих в состав ассоциаций представлений меняется. Сюда относится, например, ассимиляция представлений, то есть тот случай, когда известное восприятие вызывает в сознании тождественное ему представление, ранее бывшее сознание, и когда отождествление происходит, как бы бессознательно. При этом возможно, что вновь наступающее в сознании представление будет изменено под влиянием старого, то есть ребенок в силу привычки не заметит особенностей нового представления, или же возможен обратный случай. Причина этого состоит в факте единства сознания.

Bсe представления, которые сознание может охватить, связаны между собой, но связь эта различна и стоит в зависимости от числа представлений и от времени. Если предположить ряд представлений A, B, C, D и т. д., то следует предположить, что A связано теснее с B, B - теснее с C и т. д. Если в сознании ребенка появится представление A, то оно, будучи связано со всеми, повлечет за собой весь ряд. Иначе дело будет обстоять, если в сознании появится сначала какое-либо среднее представление (например, C или D). Если выучить несколько рядов слогов настолько, чтобы их безошибочно воспроизводить память, то по прошествии 24 часов потребно будет 2/3 первоначального времени, необходимого для запоминания, чтобы вновь их выучить до возможности первого безошибочного воспроизведения в том же порядке. Если запоминать те же самые слоги, но не в том порядке, в котором их запоминали первоначально, а например в таком: сначала все слоги, занимавшие при первом запоминании четное место, а потом все нечетные, то ряды будут состоять из знакомых слогов, но они будут расположены в новом порядке. Более краткое время, потребное для запоминания таких слогов, сравнительно со временем, необходимым для первоначального запоминания, будет указывать на силу, с какой действует ассоциация.

Есть известного рода связь между деятельностью органов ощущений и памятью, то есть люди, обладающие особенно сильно развитым слухом или зрением, обыкновенно и запоминают хорошо соответственные представления. Но подобно тому, как вследствие упражнения острота и точность ощущений усиливаются, так и память становится более крепкой от упражнения, то есть от повторения. Наконец, одно из важных условий запоминания заключается в интересе к предмету, во внимании, с которым известное представление воспринимается.

Немецкий психолог Г. Эббинггауз в своих знаменитых опытах над запоминанием слогов пришел к выводу, что быстрота запоминания зависит от количества запоминаемых представлений, но не пропорциональна им, как это можно было думать из опыта. То есть количество повторений, потребное для запоминания, возрастает гораздо быстрее, чем количество запоминаемых слогов.

Если же брать в качестве материала не бессмысленные слоги, а какое-либо стихотворение, то, благодаря ассоциациям, время, потребное для запоминания, значительно сокращается. Сохранение представлений недоступно прямому наблюдению: психологи стараются доказать, что представления детей хранятся в тех же самых нервных клеточках, в которых находились соответственные ощущения, таким образом представление есть ничто иное, как ослабленное ощущение.

Давно было известно, что дети имеют различную по типу память: одни способны припоминать почти одни только зрительные образы, другие, напротив, припоминают только звуковые образы, у третьих развиты и звуковой, и зрительный тип памяти, четвертые, наконец, воспроизводят по преимуществу образы, связанные с мускульными ощущениями движения.

Многие факты говорят в пользу этого воззрения, а именно - неожиданное оживание образов во сне и в болезненных состояниях. Это согласуется и с опытами Эббинггауза. Он нашел, что забвение идет сначала чрезвычайно быстро, а потом все более и более замедляется. Он выучивал известное количество бессмысленных слогов до возможного первого безошибочного их воспроизведения, потом, по их забвении, вновь выучивал до первого возможного безошибочного воспроизведения.

Сокращение времени для вторичного разучивания дает некоторое мерило для определения силы якобы забытых представлений. Оказалось, что через 1 час потребно было около половины первоначального времени необходимого для разучивания, через 8 часов 1/2 первоначального усилия, через 24 - всего 1/3, после 6 дней – только 1/4; после месяца - 1/5, так что полное забвение материала происходит за 1,5 месяца.



  • Главная