Развитие внимания ребенка

Для зарождения в сознании ребенка какого-либо ощущения недостаточно просто присутствия внешнего раздражения: когда дети углублены в свои мысли или заняты чем-либо, до них не доходит шум окружающих их голосов, они не видят того, что делается вокруг их, словом, не получают ощущений от раздражителей, действующих на органы чувств взрослых людей.

Развитие внимания ребенка В этих случаях для возникновения ощущения недостает одного существенного условия - внимания, то есть активного участия психики, как бы идущей навстречу внешним воздействиям и доводящей их до сознания, то есть до ощущений. По определению многих современных западных психологов, воздействие внешнего раздражителя благодаря участию внимания создает сознательное восприятие (апперцепцию, по терминологии психологов). Они представляет дело так, что пока внимание не направлено на какой-либо орган чувства, например на глаза, все раздражители, действующие на глаза, вызывают в зрительном центре в мозгу возбуждения, остающиеся за порогом сознания. Лишь с того момента, когда внимание направлено на этот мозговой центр и на глаз, бессознательные до того возбуждения (несознаваемые ощущения) переступают порог сознания и входят в него, превращаясь в настоящие ощущения.

С помощью внимания дети могут делать выбор между впечатлениями и этим косвенно подправлять всю свою душевную деятельность. Благодаря вниманию, человек до известной степени эмансипируется от подавляющего влияния окружающей среды, перестает быть ее пассивным отражением и достигает духовной автономности. Внимание есть проявление вашей личности в сфере умственной жизни. Оно различно у разных субъектов и по силе влияния, и по продолжительности времени, в течение которого мы способны удержать в сознании данное вожделенное впечатление и устранять нежелательное.

Но важна не только сила внимания, но и его быстрота. Есть немало явлений, которые существуют весьма короткое время, даже один миг - и такие явления – например, игра лица, колебание голоса, жест, - совершенно ускользают от наблюдения тех, чье внимание медленно работает. Для ребенка существует, таким образом, целый мир впечатлений и внешних возбуждений, которые по своей мгновенности потеряны для других людей. Внимание может быть больше или меньше и по своему объему, то есть охватывать единовременно большую или меньшую группу впечатлений, представлений, идей, удерживать в сознании большую или меньшую ассоциацию.

В этом смысле внимание не только составляет основу того, что называют объемом сознания в тесном смысле, но служит также базисом всех сложных умственных операций. Не только для чисто логических операций, для синтезов мысли, но и для актов воли, для решений, для выработки планов действия существует необходимость способности единовременно или, по крайней мере, почти единовременно удерживать в сознании большие, связные группы образов, целей, фактов.

У ребенка внимание, будучи силой синтетической, связующей элементы, находящиеся в сознании единовременно и последовательно через него проходящие, в то же время является иногда силой аналитической, расчленяющей сложные образы представлений и идей на их составные части. Хорошо развитое внимание в состоянии по нашему произволу сосредоточить всю силу своего освещения на одном каком-либо пункте сознания, оставляя на время все остальное в тени, как бы устраняя временно из поля сознания. Это благодетельное свойство внимания составляет основу детской способности различать и обособлять. Понятно, что тот элемент, на котором сосредоточилось сознание, находится в наиболее благоприятных условиях для своего созревания и развития.

Для того, что бы развить внимание ребенка в настоящее время существует ряд игр. Среди них устойчивым интересом пользуются следующие игры и упражнения: на слова (замени слово, подбери синоним), на буквы (не называть слова, начинающиеся с заранее оговоренной буквы), повторение пословиц и поговорок, игра «в города», поиск различий на рисунках и так далее. Для детей младшего возраста эти упражнения прекрасно сочетаются с физическими нагрузками (бег, прыжки и т.д.).



  • Главная